Российская либеральная пресса уже лет двадцать пять делает из Сахарова святого. На Западе «канонизация» его прошла раньше — около сорока лет тому назад. Общепризнанный образец нравственности и гуманизма в политике. Величайший политический мыслитель. А я все никак не удосужился прочесть его идеи.
Его ораторское искусство не произвело на меня впечатления, но я объяснял дефекты волнением, враждебным настроем аудитории. Гения никто не уполномочил, ему никто не платил, он не страдал бредом реформаторства, тем не менее, свое бесценное время тратил на разработку проекта новой конституции. Конституции чего? А к этому вопросу мы еще вернемся.
Сейчас уже мало кто помнит, что в 1989 году была сформирована комиссия по разработке конституции «обновленного Союза». Горбачев в эту комиссию включил Сахарова единоличным решением, без голосования. Не расслышал требований депутатов голосовать эту кандидатуру. Видимо, он знал, над каким трудом исторического значения работает светило государственной мысли. Непосильная работа подорвала здоровье академика, и через неделю после ее завершения, по свидетельству своего верного друга и жены Елены Боннэр, мыслитель скончался.
В это же время с альтернативным рецептом обустройства России выступил вермонтский Писатель земли русской. Надо сказать, что солженицынский текст страна читала, обсуждала, о нем спорила. К сахаровскому проекту ни народные массы, ни интеллектуалы интереса не проявили.
В аннотации к брошюре «Конституционные идеи Андрея Сахарова» прямо сказано: «Однако никто и никогда не обдумывал его (текст — Е. Л.) и не спорил о нем». Продолжу цитирование: «Лучший способ почтить память академика Сахарова — добиваться, чтобы его идеи оказали воздействие на облик нашей страны <…> Сахаровский документ — не только волнующий исторический памятник; его формулы еще, к сожалению, достаточно долго будут опережать нашу реальность; и они все равно должны быть под рукой у каждого, кто захотел бы предложить иные варианты содружества бывших частей СССР».
Брошюра подписана к печати 11 сентября 1990, т.е. формально СССР еще оставалось существовать более года. Но — перейдем к тексту. Чтение было чрезвычайно интересным и поучительным.
В первых статьях конституции — общие фразы. Солженицын обустраивал Россию, у сахаровской конституции болит душа за все человечество.
«Цель народа Союза <…> — счастливая, полная смысла жизнь <…> для граждан страны, для всех людей на Земле» (ст. 2).
«В долгосрочной перспективе Союз <…> стремится к встречному плюралистическому сближению (конвергенции) социалистической и капиталистической систем. Политическим выражением такого сближения должно стать создание в будущем Мирового правительства» (ст. 4). (Почему в будущем? — Е. Л.)
Следующие статьи посвящены правам человека, с ними можно согласиться, в последние лет двести ничего нового не добавилось, они годятся для конституции любой страны.
Гораздо больший интерес представляют статьи конкретные, геополитические, написанные применительно к особенностям державы. В качестве конституционной нормы фиксируется отказ от применения первым ядерного оружия (ст. 13).
«Основополагающим и приоритетным правом каждой нации является право на самоопределение» (ст. 15) — прямо-таки верный ленинец троцкистского толка наш либерал. Вскоре мы убедимся, что Ленину до него далеко. Чем конкретно занимается союзное руководство? Ответ на этот вопрос мы находим в статье 19: «Республики передают Центральному Правительству осуществление основных задач внешней политики и обороны страны. На всей территории Союза действует единая денежная система. Республики передают в ведение Центрального Правительства транспорт и связь союзного подчинения».
Все четко и ясно, видна работа светоча политической мысли.
А теперь приступим к чтению следующих статей: «…республика может иметь республиканские Вооруженные силы или отдельные рода войск, которые формируются из населения республики и дислоцируются на территории республики. Республиканские Вооруженные Силы и подразделения входят в Союзные Вооруженные Силы и подчиняются единому командованию» (ст. 20) — эта идея стала реальностью при жизни академика, вся страна видела как республиканские вооруженные силы Армении и Азербайджана подчинялись Союзному руководству.
«Республика может иметь республиканскую денежную систему наряду с союзной денежной системой.» (ст. 21) — осуществлено в 1990-1993 годах.
Правая рука «отца водородной бомбы» явно не знала, что делает левая… Если его труды по ядерной физике написаны на таком же логическом уровне, то мне страшновато…
Продолжим чтение 21 статьи «…республиканские денежные знаки обязательны к приему на территории республики. Союзные денежные знаки обязательны во всех учреждениях союзного подчинения и допускаются во всех остальных учреждениях». —гений союзным денежным знакам отводит роль гербовой марки. «Республика <…> обладает полной экономической самостоятельностью. <…> Никакое строительство союзного значения не может быть предпринято без решения республиканских органов управления» (ст. 23) — осуществлено в 1990-1991 годах. В комментариях не нуждается.
Переходим к статье 23. «Республика имеет собственную, не зависимую от Центрального Правительства систему правоохранительных органов. <…> На территории республики действуют союзные законы при условии утверждения их Верховным законодательным органом республики».
Статья 24 открывает вторую половину конституции. По-своему она уникальна. В ней впервые мы встречает слова «Россия» и «русский язык».
«На территории республики государственным языком является язык национальности, указанной в наименовании республики. <…> Русский язык является равноправным с государственным языком во всех учреждениях и предприятиях союзного подчинения. Язык межнационального общения не определяется конституционно» (ст. 24). Далеко Троцким-Бухариным до нашего смельчака!
«Я принимаю проект полностью. Это та Конституция, какую я бы хотела для нашей страны», - восторженно восклицала Елена Боннэр.
Мы помним ельцинское «Берите суверенитета, сколько сможете», помним Беловежский сговор, последствия которого расхлебываем по сию пору, но Сахаров-Боннэр был готов пойти куда дальше, — этому посвящены статьи 25 и 26. Простите за необходимую длинную цитату: «Первоначально структурными составными частями Союза Советских Республик Европы и Азии являются Союзные и Автономные республики, Национальные автономные области и Национальные округа бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Национально-конституционный процесс (! —Е.Л.) начинается с провозглашения независимости всех национально-территориальных структурных частей СССР, образующих суверенные республики (государства). — т.е. господин академик проектировал не 15, а 53 независимых государства на территории СССР, и, можете не сомневаться, уважаемые читатели, Мировое Правительство признало бы независимость всех 53 государств, что и планировалось осуществить с 1999 года.
«Границы между республиками являются незыблемыми первые 10 лет после Учредительного съезда. В дальнейшем изменение границ <…> осуществляется в соответствии с волей населения республик и принципов самоопределения наций в ходе мирных переговоров с участием Центрального Правительства».
Для тех, кто не понял: через 10 лет 52 государства предъявляют территориальные претензии остаткам России, а Мировое Правительство их в этом поддерживает. Складывается впечатление, что рукой академика Сахарова водили иностранные спецслужбы.
Немного о союзной столице. Наш академик русофобских наук вторично соизволил упомянуть в конституции Россию. «Столица какой-либо республики, в том числе столица России, не может быть одновременно столицей Союза» (ст. 27). Это для непонятливых.
А в союзной столице заседает высший двухпалатный орган власти. Известно, что будущий академик посещал советскую школу с седьмого класса, а до этого получил домашнее образование, экзамены сдал экстерном. Комментировать следующий пассаж я отказываюсь: «Палата национальностей избирается по национальному признаку. Избиратели каждой национальности, имеющей свой язык, избирают определенное число депутатов, а именно — по одному депутату от 2,0 (полных) миллионов избирателей данной национальности и дополнительно еще два депутата каждой национальности». (ст. 29). В школу надо было ходить!
Следующие статьи о деятельности высших органов власти списаны с какой-то буржуазно-демократической конституции и отпечатков гения не содержат… ▲